Полная версия сайта
Главная » Службы сопровождения » Социально-психологическая служба

Социально-психологическая служба

 
Состав социально-психологической службы МКОУ СОШ №6:
 
- Полянская Наталья Николаевна - педагог - психолог
- Кульбацкая Наталья Васильевна - педагог -психолог
- Стрельникова Елена Васильевна  - социальный педагог
 
Положение о психолого - педагогическом консилиуме МКОУ СОШ №6 
 
Основные цели деятельности социально-психологической службы:
- психологическое сопровождение личностной и социальной адаптации детей и подростков в процессе обучения в школе, а также психологическое обеспечение индивидуализации и гуманизации педагогического процесса;
- оказания содействия в решении проблем учащимся из социально незащищенных семей, учащимся с ОВЗ, учащимся, в отношении которых установлена опека или попечительство, дезадаптированным детям и детям с девиантным поведением, детям-инвалидам;
- организационно-воспитательное, профилактическое и коррекционное воздействие на учащихся, состоящих на внутришкольном учете и в КДН и ПДН.
Задачи социально-психологической службы:
- обеспечение социально-психологических условий для успешного обучения, интеллектуального и нравственного развития личности, её социализации и профессионального становления, разностороннего творческого развития, эмоционально-психологического благополучия;
-содействие укреплению взаимопонимания и взаимодействия между учащимися, педагогами и родителями, активизация воспитательной деятельности родителей, привлечение их к учебно-воспитательному процессу в школе;
-мониторинг социального заказа со стороны детей и родителей на содержание образования, социально-психологическое сопровождение учебно-воспитательного процесса, оказание помощи детям и родителям в адаптации к условиям школьной жизни;
- выявление потребностей детей и подростков, их семей в различных видах и формах социально-психологической помощи, её оказание;
- социально-педагогическая защита детства, осуществление социальной опеки и защиты прав учащихся, находящихся в трудных жизненных ситуациях;
- проведение консультативно-просветительной работы среди учащихся, педагогов, родителей;
- обеспечение связи школы с социальными институтами, с заинтересованными общественными организациями.
Направления работы:
- социально-педагогическое - выявление социальных и личностных проблем детей всех возрастов;
- социально-правовое - защита прав ребенка;
- социально-психологическое- психолого-педагогическое просвещение с целью создания оптимальных условий для взаимопонимания в семье, в социуме;
- социально-профилактическое - раннее  выявление и предупреждение фактов отклоняющегося поведения обучающихся;
- социально-диагностическое - установление причин отклоняющегося поведения детей и подростков, причин социального неблагополучия семьи;
- социально-информационное - повышение педагогической и законодательной грамотности.
 

 
Нормативно-правовые документы

Федеральный закон от 24.06.1999 N 120-ФЗ (ред. от 14.10.2014) "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"
 Методические рекомендации по взаимодействию органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Ставропольского края в организации индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении 
 Закон СК от 31.03.2010 г "О профилактике наркомании и токсикомании в Ставропольском крае"  
 Закон СК  от 16.07.2009 г  "О некоторых мерах по защите прав и законных итересов несовершеннолетних"  
Извлечение из Федерального закона РФ от 08.01.1998 г № 3-ФЗ  "О наркотических средствах и психотропных веществах"

Порядок действий органов и учреждений – субъектов профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних при выявлении несовершеннолетних, находящихся в положении, представляющем угрозу для жизни и здоровья  и  (или) подвергшихся жестокому обращению и насилию.

Основные права, обязанности и ответственность обучающихся и их родителей (законных представителей)

Алгоритм действий Уполномоченного по рассмотрению обращений участников образовательного процесса

                                                                                         

Профилактика суицидального поведения  несовершеннолетних 

Буклет для педагогов по профилактике детского суицида   

Буклет "Как родители могут помочь ребёнку справиться со страхами"  

Буклет "Памятка родителям по профилактике детского суицида"  

Буклет "Подготовка к экзаменам" 

Буклет "Профилактика девиантного поведения" 

Буклет "Родителям о суициде"  

Буклет "Советы старшеклассникам. Как подготовиться к экзаменам"   

 

Рекомендации  родителям в случае, если у ребенка замечена склонность к самоубийству.

  1. Внимательно выслушайте решившегося на самоубийство подростка, в состоянии душевного кризиса, прежде всего необходим кто-нибудь, кто готов выслушать. Приложите все усилия, чтобы понять проблему, скрытую за словами.
  2. Оцените серьезность намерения и чувств ребенка. Если он или она уже имеют конкретный план самоубийства, ситуация более острая, чем если эти планы расплывчаты и неопределенны.
  3. Оцените глубину эмоционального кризиса. Подросток: может испытывать серьезные трудности, но при этом и не помышлять о самоубийстве. Часто человек, недавно находящейся в состоянии депрессии, вдруг начинает бурную, неустанную деятельность такое поведение также может служить основанием для тревоги.
  4. Внимательно отнеситесь ко всем, даже самым незначительным обидам и жалобам.
  5. Не бойтесь прямо спросить, не думают ли они о самоубийстве. Опыт показывает, что такой вопрос редко приносит вред. Часто подросток бывает рад возможности высказать свои проблемы.

Во время беседы о суициде человека необходимо убедить в следующем:

а) что тяжелое эмоциональное состояние, переживаемое им в настоящий момент является, временным;

б) что его жизнь нужна родным, близким, друзьям и уход его из жизни станет для них тяжелым ударом;

в) что он, безусловно, имеет право распоряжаться своей жизнью, но решение вопроса об уходе из нее в силу его крайней важности, лучше отложить на некоторое время, спокойно все обдумать и т.д

Утверждения о том, что кризис уже миновал, не должны ввести вас в заблуждение. Часто ребенок может почувствовать облегчение после разговора о самоубийстве, но вскоре опять вернется к тем же мыслям. Поэтому так важно не оставлять его в одиночестве даже после успешного разговора.

Поддерживайте его и будьте настойчивы. Человеку в состоянии кризиса нужны строгие утвердительные указания. Осознание нашей компетентности и, заинтересованности в его судьбе, готовности помочь дадут ему эмоциональную опору. Убедите его в том, что он сделал верный шаг, приняв вашу помощь. Оцените его внутренние резервы. Если человек сохранил способность анализировать и воспринимать советы окружающих, ему будет легче вернуть душевные силы и стабильность. Следует принять во внимание и другие возможные источники помощи: друзей, семью, врачей, священников к которым можно обратиться. Попытайтесь убедить подростка обратиться к специалистам. В противном случае, обратитесь к ним сами, чтобы вместе разобрать стратегию помощи.

Рекомендации для тех, кто рядом с человеком, склонным к суициду:

1)                не отталкивайте его, если он решил разделить с вами проблемы, даже если вы потрясены сложившейся ситуацией;

2)                доверьтесь своей интуиции, если вы чувствуете суицидальные наклонности в данном индивиде, не игнорируйте предупреждающие знаки;

3)                не предлагайте того, чего не в состоянии сделать;

4)                дайте знать, что хотите ему помочь, но не видите необходимости в том, чтобы хранить все в секрете, если какая-то информация может повлиять на его безопасность;

5)                сохраняйте спокойствие и не осуждайте его, не зависимо от того, что он говорит;

6)                говорите искренне, постарайтесь определить, насколько серьезна угроза: вопросы о суицидальных мыслях не приводят к попыткам покончить счеты с жизнью, на самом деле они помогут почувствовать облегчение от осознания проблемы;

7)                 постарайтесь узнать у него план действий, так как конкретный план – это знак реальной опасности;

8)                убедите его, что есть конкретный человек, к которому можно обратиться за помощью;

9)                не предлагайте упрощенных решений;

10)  дайте понять, что хотите поговорить о чувствах, что не осуждаете его за эти чувства;

11)  помогите ему понять, что сильный стресс мешает полностью осознать ситуацию, ненавязчиво посоветуйте, как найти какое-либо решение и управлять кризисной ситуацией;

12)  помогите найти людей и места, которые смогли бы снизить пережитый стресс;

13)  при малейшей возможности действуйте так, чтобы несколько изменить его внутреннее состояние;   14) помогите ему понять, что присутствующее чувство безнадежности не будет длиться вечно.

Проводя  беседу, необходимо стремиться установить тесный эмоциональный контакт, проявить истинную заинтересованность, терпеливо, без сомнения и критики выслушать человека. После восстановления последовательности событий, приведших к кризису, надо показать (не умаляя значимости происходящего для человека), что подобные ситуации возникают и у других людей, что это временное явление, что его жизнь нужна его близким, другим людям («снятие безысходности», «преодоление исключительности ситуации»). Затем главное внимание требуется сосредоточить на совместном планировании способа преодоления создавшейся ситуации. При этом важно побудить человека к словесному оформлению планов предстоящих действий («планирование»). В заключение беседы высказывается активная поддержка, чтобы придать уверенности человеку в своих силах и возможностях.

Как помочь ребенку преодолеть тревожность

(рекомендации для родителей тревожных детей)

Необходимо понять и принять тревогу ребенка — он имеет на нее полное право. Интересуйтесь его жизнью, мыслями, чувствами, страхами. Научите его говорить об этом, вместе обсуждайте ситуации из школьной жизни, вместе ищите выход. Учите делать полезный вывод из пережитых неприятных ситуаций — приобретается опыт, есть возможность избежать еще больших неприятностей и т.д. Ребенок должен быть уверен, что всегда может обратиться к Вам за помощью и советом. Даже если детские проблемы не кажутся Вам серьезными, признавайте его право на переживания, обязательно посочувствуйте («Да, это неприятно, обидно…»). И только после выражения понимания и сочувствия помогите найти решение выход, увидеть положительные стороны.

Помогайте ребенку преодолеть тревогу — создавайте условия, в которых ему будет менее страшно. Если ребенок боится спросить дорогу у прохожих, купить что-то в магазине, то сделайте это вместе с ним. Т.о. вы покажете, как можно решить тревожащую ситуацию.

Если в школе ребенок пропустил из-за болезни много дней, попробуйте сделать его возвращение постепенным — например, придите вместе после уроков, узнайте домашнее задание, пусть разговаривает с одноклассниками по телефону; ограничьте время пребывания в школе — не оставляйте первое время на продленку, избегайте перегрузок.

В сложных ситуациях не стремитесь все сделать за ребенка — предложите подумать и справиться с проблемой вместе, иногда достаточно просто Вашего присутствия.

Если ребенок не говорит открыто о трудностях, но у него наблюдаются симптомы тревожности, поиграйте вместе, обыгрывая через игру с солдатиками, куклами возможные трудные ситуации, может быть ребенок сам предложит сюжет, развитие событий. Через игру можно показать возможные решения той или иной проблемы.

Заранее готовьте тревожного ребенка к жизненным переменам и важным событиям — оговаривайте то, что будет происходить.

Не пытайтесь повысить работоспособность такого ребенка, описывая предстоящие трудности в черных красках. Например, подчеркивая, какая серьезная контрольная его ждет.

Делиться своей тревогой с ребенком лучше в прошедшем времени: «Сначала я боялась того-то …, но потом произошло то-то и мне удалось …»

Старайтесь в любой ситуации искать плюсы («нет худа без добра»): ошибки в контрольной — это важный опыт, ты понял, что нужно повторить, на что обратить внимание…

Важно научить ребенка ставить перед собой небольшие конкретные цели и достигать их.

Сравнивайте результаты ребенка только с его же предыдущими достижениями/неудачами.

Учите ребенка (и учитесь сами) расслабляться (дыхательные упражнения, мысли о хорошем, счет и т.д.) и адекватно выражать негативные эмоции.

Помочь ребенку преодолеть чувство тревоги можно с помощью объятий, поцелуев, поглаживания по голове, т.е. телесного контакта. Это важно не только для малыша, но и для школьника.

У оптимистичных родителей — оптимистичные дети, а оптимизм — защита от тревожности.

Антистрессовые приемы для взрослых и подростков

Жизнь наша стремительно несется, всегда есть масса неотложных дел, больше и маленькие проблемы, частые стрессы. Бешенный темп жизни может привести к нервным срывам, депрессиям и реальным физическим заболеваниям. Предлагаю выбрать для себя, своих близких антистрессовые приемы, разработанные разными психологами. Уверена, некоторыми их них Вы уже пользуетесь.

  1. Хотя бы полдня в неделю нужно проводить так, как Вам нравится — гуляйте, танцуйте, плавайте или просто валяйтесь на диване с интересной книгой.
  2. Не реже раза в день говорите свом близким теплые слова, скорее всего они захотят ответить тем же. Очень важно осознавать, что тебя кто-то любит — это защита от серьезных нервных срывов.
  3. Если у Вас малоподвижный образ жизни, несколько раз в неделю давайте себе физическую нагрузку. Это может быть зарядка, активная прогулка в быстром темпе или то, что Вам больше подходит.
  4. Пейте больше воды.
  5. Хотя бы раз в неделю позвольте себе то, что «вредно», но доставляет Вам удовольствие — побалуйте себя сладеньким, нарушьте диету и т.д.

Внимание! Делать это нужно не часто, иначе пропадет эффект.

  1. Не позволяйте расхищать Вашу жизнь! Вы вправе не общаться с бесцеремонными людьми, не отвечать на некоторые телефонные звонки, оставлять без ответа «пустые» письма.
  2. Когда Вы подавленны или рассержены, попробуйте заняться интенсивной физической работой — уборка в доме, прополка огорода или что-то другое.
  3. Дайте возможность себе «выпускать пар», но делайте это наедине. Можно кричать, громко петь, мять бумагу, стоять на голове, танцевать. Главное — не «вмешивать» в свое настроение окружающих.
  4. Если нет аллергии, ешьте минимум один банан в день. Это чудодейственный продукт, который наряду с черным шоколадом прекрасно поддерживает нервную систему.
  5. Полезно слушать спокойную музыку на свой выбор или звуки природы, параллельно, если есть возможность, делая спокойные дыхательные упражнения.

 

 

  Памятки
       
РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СПЕЦИАЛИСТОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ,  В СВЯЗИ С РАСПРОСТРАНЕНИЕМ КОРОНАРИВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИИ (COVID -19)

Видеоролик "Сказка" по вопросам продвижения многодетных семей
   Видеоролик "Матрёшки" по вопросам продвижения многодетных семей
   Видеоролик "Диалоги" по вопросам ответственного родительства, недопущения жестокого обращения с детьми
   Видеоролик "Ваза" по вопросам ответственного родительства, недопущения жестокого обращения с детьми
  Рекламно- информационный материал по вопросам продвижения ценностей семьи "Скажи о чём молчишь"
  Рекламно -информационный материал по вопросам продвижения ценностей семьи "Если тебе сложно - просто позвони"
  Памятка для детей и родителей
  Памятка по профилактике телефонного терроризма среди обучающихся 
  Правовая памятка "Защита детства" 
  Признаки наркопритонов  
   Выбор профессии
   Выпускник и ЕГЭ
   Дневник успеха
   Трудности при подготовке к ЕГЭ
   Психологическая подготовка к экзаменам
   Экзаменационная пора
   Чем вредня лень
   Тест на определение самооценки
   Тест для родителей первоклассника
   Методические рекомендации "Психологическая подготовка обучающихся к государственной итоговой аттестации
 Информация о телефоне доверия
 Правила общения с ребенком
 Правила безопасного поведения детей в различных ситуациях
 Кодекс об административных правонарушениях, N 195-ФЗ | ст 12.7 КоАП РФ
 Ответственность за распитие спиртных напитков
 Уголовная ответственность за избиение человека: общие положения
 Ответственность за незаконные приобретение, передачу, сбыт, хранение, перевозку или ношение оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств
 Федеральный закон от 29.12.2010 №436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»
 Федеральный закон Российской Федерации от 23 февраля 2013 г. N 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака"
 Закон Ставропольского края от 11 ноября 2010 г. N 94-кз "О дополнительных гарантиях защиты прав несовершеннолетних, признанных потерпевшими в рамках уголовного судопроизводства"
 Памятка для учащегося школы по безопасному поведению на улице и дома
 Закон СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ О некоторых мерах по защите прав и законных интересов несовершеннолетних
 Вниманию родителей! О комендантском часе для несовершеннолетних!
 Памятка о противопожарной безопасности
 Куда можно обратиться за помощью, если ребенку угрожает опасность или ему нужна помощь
 

Деятельность уполномоченного по правам ребенка  направлена на защиту прав и законных интересов ребенка, всемерное содействие восстановлению нарушенных прав детей в рамках действующего законодательства.

 Телефоны

8-800-2000-122 — Детский телефон доверия (бесплатно)

8(8652)37-24-12 — Детская общественная приемная министерства образования Ставропольского края

8(8652)77-66-69 — Телефон доверия

8(8652)35-74-34 — Приемная Уполномоченного при губернаторе Ставропольского края

8(8655) 5-00-12   — Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации  Апанасенковского района (Лощина Н.М.)

8(8652)-26-43-56 — Краевая Адвокатская палата

8(8655)5-19-51 -   Уполномоченный по защите прав и законных интересов несовершеннолетних в Апанасенковском муниципальном районе (Кобыляцкая Т.А.)

 
Интернет сайт Управления Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков России по Ставропольскому краю – fskn.gov.ru
 
Права ребенка в РФ: общие и особенные
 
Каждый ребенок в России, будучи ее гражданином, уже обладает общими правами, предусмотренными Конституцией РФ и Декларацией прав ребенка. В силу несовершеннолетнего возраста не все из них он может осуществить, однако базовые права (право на жизнь, например) защищаются в той же мере, что и у взрослого.
 При этом законодательство предусматривает и ряд особых прав, которыми могут пользоваться только дети, которые подлежат особой защите — в том числе и со стороны уполномоченного по правам ребенка.
 
Особые права несовершеннолетних детей в России
 Применительно к детям в нашей стране особо закреплены следующие права:
1. На семью: ребенок должен жить со своей семьей до тех пор, пока это не препятствует его законным интересам, а также получать воспитание от родителей.
2. На общение: несовершеннолетние не могут лишаться возможности общаться как со своими матерью и отцом, так и другими родственниками. Находятся ли родители в браке, проживают ли совместно или раздельно, в данном случае неважно.
3. На защиту — в том числе от родителей, угрожающих его жизни, здоровью или просто злоупотребляющих своими возможностями по отношению к нему.
4. На мнение: при решении любых вопросов, связанных с его интересами, ребенок должен быть выслушан. Даже некоторые действия опеки или суда допустимы только с согласия самого ребенка, если ему исполнилось 10 лет.
5. На полное имя, включающее в себя личное имя, фамилию и отчество.
Помимо этих прав, закрепленных в семейном законодательстве, ребенок вправе рассчитывать на учебу, лечение, защиту от неравенства и т. п.
 
Защита прав ребенка в России
 Поскольку права существуют, они должны защищаться. Применительно к детям их защитой занимаются сами родители, органы опеки, суды, прокуратура и т. д. И существенным элементом этой системы являются уполномоченный по правам ребенка на федеральном уровне и его коллеги, действующие в регионах России.
 
Деятельность Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка
 Уполномоченный по правам ребенка назначается лично президентом России и обладает неприкосновенностью: пока он не отрешен от должности, он не может привлекаться к правовой ответственности, не может быть арестован или обыскан.
 Задачами уполномоченного по правам ребенка являются:
1. Контроль за соблюдением норм Конституции РФ, международных актов и российского законодательства в области, касающейся несовершеннолетних.
2. Дача рекомендаций властным органам по поводу устранения возможного ущемления интересов детей.
3. Обобщение имеющейся практики (при необходимости — с привлечением отдельных специалистов или научных учреждений на договорной основе).
 Для выполнения своих обязанностей он вправе запрашивать и получать практически любую информацию, посещать организации и предприятия, знакомиться с их деятельностью, требовать от должностных лиц объяснений. Характерно, что даже в случае введения на территории режима чрезвычайного положения деятельность уполномоченного не прекращается.
 Уполномоченный по правам ребенка не подменяет собой судей, опеку и другие органы, однако при необходимости он может обратиться с заявлением в суд, выступить с законодательной инициативой и т. п.
 
Другие уполномоченные по правам ребенка в РФ
 Помимо уполномоченного по правам ребенка при президенте страны в России существуют и другие аналогичные должности. Они вводятся на основании местных законов и имеют аналогичные полномочия — но не на федеральном, а лишь на местном уровне.
 

*ВНИМАНИЕ: ПОЛНОЕ ИЛИ ЧАСТИЧНОЕ КОПИРОВАНИЕ МАТЕРИАЛОВ САЙТА ВОЗМОЖНО ТОЛЬКО ПО СОГЛАСОВАНИЮ С АДМИНИСТРАЦИЕЙ, А ТАКЖЕ С УКАЗАНИЕМ ПРЯМОЙ АКТИВНОЙ ССЫЛКИ НА ИСТОЧНИК. ФОТОГРАФИИ ДЕТЕЙ РАЗМЕЩАЮТСЯ С ПИСЬМЕННОГО СОГЛАСИЯ ИХ РОДИТЕЛЕЙ (ЗАКОННЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ). ЧАСТЬ РАЗМЕЩЕННЫХ МАТЕРИАЛОВ, ОПУБЛИКОВАННЫХ НА САЙТЕ, СОБРАНА ИЗ ОТКРЫТЫХ ИСТОЧНИКОВ В ИНТЕРНЕТЕ, ЖУРНАЛОВ, КНИГ... ПРАВА НА ДАННЫЕ МАТЕРИАЛЫ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ ВЛАДЕЛЬЦАМ И ДАННЫЕ МАТЕРИАЛЫ МОГУТ БЫТЬ УДАЛЕНЫ ПО ИХ ПРОСЬБЕ

Индекс цитированияИндекс цитирования